БЛП: Подготовка маршрута

2 966
1

В предыдущей публикации я начал цикл статей о подготовке к походам с общим названием «Теория и Практика Большого Летнего Путешествия». Как и обещал, сегодня я вам расскажу о том, как планировать предстоящий поход.
Итак, первый же вопрос, который встает, собственно, после возникновения желания отправиться в прекрасные дали: «Куда?». Тут существует множество вариантов, и один из них – открыть интернет-браузер и поискать, куда ходят другие, почитать отзывы, отчеты, рассказы. Посмотреть множество красивых фотографий и выбрать уже готовый и отличный маршрут. К слову сказать, нам известно, что только по нашим былым маршрутам прошло уже немало команд рыболовов и путешественников – и мы всегда были рады поделиться любой информацией об исследованных нами местах.

1
Единственное, что мы просим — оставлять эти места после себя именно в том виде, в котором они были до вас, не мусорить, не браконьерить и бережно относиться к природе во всех ее проявлениях. Но вернемся к нашему вопросу.

У готовых и проверенных маршрутов есть несомненные плюсы: здесь вы, как правило, заранее знаете все трудности и сюрпризы, которые вас могут ждать, и можете к ним подготовиться. Также известны способы добираться до места старта и обратно, места предполагаемых ночевок (зачастую с почти готовыми лагерями), виды рыбы и наиболее подходящие способы лова, да и качество самой рыбалки.

Но есть и свои минусы: во-первых, пропадает то самое ощущение «первооткрывателя». На особо «попсовых» и «заезженных» маршрутах (например, в некоторых местах Среднего Урала или Карелии) вообще бывает не протолкнуться от сплавляющегося народа, берега и места ночевок завалены горами мусора, и ни о каком чувстве единения с природой речи идти не может, как впрочем и об элементарном уединении. Поэтому, с нашей точки зрения, более интересный вариант – найти и подготовить маршрут самостоятельно. Согласитесь, куда заманчивее ткнуть пальцем в карту и поехать туда, куда не ступала нога туриста, а если ступала, то хотя бы не везде и не в ближайшие пару дней.

2
Однако, вы должны понимать, что этот самый, тыкающий в карту, палец должен быть очень хитр и избирателен. Россия — страна огромная, и в ней существует огромное количество отличных диких мест, однако в 90% случаев попасть туда можно лишь методом парашютного десанта. Даже если у вас хватит средств организовать такой заброс, вам еще придется как-то оттуда выбраться. Также выбор реки для путешествия нужно соотносить с имеющимся у вас опытом, туристическим снаряжением и плавательными средствами. Очень заманчиво прокатиться по горным рекам Алтая, но попытки делать это на резиновой лодке «Нырок 2» граничат с суицидом.
Факторов действительно множество, поэтому давайте вновь конкретизируемся на тех, которымт на данный момент руководствуется команда «Большого Летнего Путешествия». Вспомним, что наша цель – отдохнуть, получить удовольствие от единения с природой и порыбачить в диких местах. По моему устойчивому мнению, река должна соответствовать следующим критериям:

1. Река не должна быть большой.

Лучше всего для нашего формата сплава подходят средние и малые реки. Малые – без фанатизма, ибо продираться с бензопилой по ручьям – то еще удовольствие.

Большие реки, на мой взгляд, не очень подходят для сплава по следующим причинам:

Во-первых, на большой реке, как бы противоречиво это не звучало, труднее двигаться. Да, течение там как правило быстрее, однако встречный ветер может не только замедлить вас, но вообще обратить вспять все ваши гребные усилия.

3
Дело в том, что на открытых пространствах, коим и является большая река, ветрам есть где разгуляться, а берега там прикрывают плохо. А ветер не всегда бывает попутный, и кроме прямого «парусного» воздействия на вас и ваше плавсредство, он приводит в обратное движение верхние слои воды, где собственно и находится легкая надувная лодка. Если правильная байдарка с опытным гребцом еще как-то справляется с подобной ситуацией, то стандартную рыбацкую посудину потащит обратно к стапелю, и вам придется грести «в поте лица» и напрочь забыть про рыбалку и отдых. Примерно такой же эффект вызывают и различные гидродинамические явления: если на малой реке косы с омутами формируют область обратного течения длиной в легко проходимые десятки метров, то на большой реке такие «тягуны» могут достигать нескольких километров.

Например, однажды, на реке Вычегде мы попали как раз на такую «тянучку» на 4 км, которую дополнял встречный ветер в 7-9 м/с. В этой ситуации мы нашли единственный приемлемый выход – подобно бурлакам, шли по берегу и тащили лодки на веревке. Согласитесь, не самое приятное занятие для рыболовного похода?
С рыбалкой на больших реках тоже не все гладко – несмотря на то, что на них рыба, как правило, большая – искать ее там труднее. Мы не будем рассматривать такие не очень спортивные методы, как троллинг и эхолот. На малых же реках «рыбные места», как правило, видны сходу. Там кустик навис над ямкой, тут свал с переката, а тут коряжка, и все они доступны для заброса с любой точки — в общем, прелесть да и только.

2. Река должна быть относительно спокойной.

Я говорю относительно, потому что небольшие перекаты, свалы и прочие «сюрпризы» 1-2 категории делают сплав и рыбалку только интереснее. Например, на перекатах живет голавль и хариус, да и прокатиться по ним весьма задорно. Но вот смертоносные трюки в бурлящей пучине – точно не наш профиль, оставим это профессиональным рафтерам.

3. Река должны быть транспортно доступной.

4
Здесь все очевидно. Вы должны на нее как-то заброситься, а потом и выбраться, желательно без помощи МЧС.

4. На реке должен быть минимум населенных пунктов, но они все же должны там быть.

Это вопрос, в первую очередь, удобства и безопасности. В населенных пунктах можно оставить машину, пополнить запасы провизии, а в экстренном случае благодаря им можно дождаться помощи в разумное время. Кроме того, к населенным пунктам почти всегда ведут дороги, т.е. решается проблема транспортной доступности. С другой стороны, идти по реке, берега которой вплотную застроены VIP-поселками и обнесены заборами, совершенно не интересно.

В общем случае алгоритм поиска маршрута для сплава может выглядеть так.

1. Выбираем реку

Для выбора реки, на мой взгляд наиболее удобна широко известная программа «Google Планета земля» (http://www.google.com/earth/) . В ней представлены довольно детальные спутниковые снимки всего земного шара, есть инструменты для измерения, составления и экспорта маршрутов, и, что немаловажно, она бесплатна.

5
Итак, открываем Google Earth и внимательно рассматриваем интересующий нас район на предмет поиска рек. Например можно найти большую реку или озеро в вашем регионе и посмотреть, что в нее впадает. Как правило, найдется некоторое количество рек поменьше, по которым уже вполне можно сплавиться. Выбрав нужную реку и выяснив ее название идем в Гугл или Яндекс  и ищем всю доступную информацию по этой реке. Особое внимание стоит обратить на имеющиеся фотографии – по ним очень многое можно определить: полноводность, характер береговой линии, глубину и т.п. Также стоит почитать, что и как там ловят местные жители. Если полученная информация нас не удовлетворяет – смотрим другую реку.

2. Выбираем маршрут

Сначала определимся с его длиной.

На подавляющем числе рек, исключая горные, в середине лета оптимальной скоростью движения является 15 км/день. Конечно, можно проходить и значительно больше, но это непременно пойдет в ущерб рыбалке и отдыху.

Для измерения расстояния в Google Earth используйте инструмент «Линейка» и вкладку «Путь».

6
Старайтесь при измерении обходить все повороты реки, чтобы длина была достоверной.  На первый день можно запланировать и немного меньший переход, например, 10 км, поскольку утренний заброс к старту у вас может отнять время, да и негоже в первый день сильно напрягаться. Хотя 5 км, при надобности, можно легко нагнать. Напротив, если в конце маршрута уже не будет интересных рыболовных точек (например, вас будет ждать перегон до финиша по большой реке и т.п.), то можно запланировать, например, 20км. Наш поход обычно занимает 5 дней и 4 ночи, и за это время мы проходим 65-75 км пути.

3. Ищем точки заброса и выхода, ну и, собственно, подходящий участок реки, в соответствии с выбранным расстоянием.

Основное требование к этим точкам: к ним должна быть возможность подъезда на машине/поезде и т.п. Заманчивые варианты с двухдневной пешей прогулкой, лодками и всеми вещами на горбу мы рассматривать не будем. В идеале – в начальной и конечной точке желательно иметь населенный пункт – это сильно облегчит дело с транспортировкой и стоянкой машины. Также, при выборе участка для сплава, изучаем и принимаем во внимание рельеф реки. Длинных прямых перегонов лучше избегать – там, как правило, рыбы меньше, да и ветер мешает сильнее.

Например, на реке Уфтюга, в районе одноименной деревни, есть длительный, почти прямой участок, с ровным рельефом дна и малой глубиной, на прохождение которого тратится «пустой» день.

Если на реке есть гидросооружения, а также другие опасные участки – лучше их избежать или хотя бы учесть, в противном случае лодки с вещами придется обносить по берегу, что иногда бывает трудной задачей. Хотя, надо признать, некоторые из таких «сюрпризов» привносят в поход некую долю азарта и интереса, что идет только на пользу.

Для успешной рыбалки принимайте во внимание рельеф реки. Наиболее привлекательны здесь участки, изобилующие различными неровностями, ямами, омутами, перекатами и т.п. Как правило, интересные для рыбака места образуются в поворотах реки, местах впадения других рек и на переменах высот – ищите их с помощью Google Earth.

Также учитывайте правило, работающее с середины лета для небольших рек: чем ближе вы к устью, тем крупнее рыба. Особенно это касается такой рыбы, как язь.

7
На средних и больших реках рыба распределена более равномерно.

4. Планирование заброса и окончания.

На этом этапе принимайте решение, как и на чем вы поедете. Собственный автомобиль – самый удобный вариант, но не всегда подходящий. Тут возникает целый комплекс проблем – начиная с того, что родную «ласточку» нужно где-то оставить так, чтобы ее не разобрали аборигены, пока вы будете на маршруте. Мы эту проблему обычно решаем, договорившись с кем-нибудь из местных. Вторая проблема – как вернуться за автомобилем, если вы оставили его в начале маршрута, или как добраться до старта, если оставили в конце. Тут вам может помочь общественный транспорт, обычное такси или, опять же, договор с кем то из местных жителей. Если ваш сплав будет проходить относительно недалеко от места жительства – можно просто нанять водителя, например, из близких друзей или родственников, которые закинут или заберут вас. В Московской области и других регионах с развитой инфраструктурой помогают электрички – часто можно выбрать участок со станциями в начале и в конце. В нашей практике был даже такой вариант: мы добирались до г. Луза на своей машине, там оставляли на служебной стоянке свое авто, садились на рейсовый автобус, ехали до поселка Лальск, там нанимали таксиста, ехали на стапель, сплавлялись обратно до г. Луза, забирали машину и ехали домой. А в последнем путешествии нас до старта довез Женя и уехал домой, потом он в середине маршрута приехал к нужной точке на пригородном поезде, а в финальной точке нас забирал нанятый водитель по предварительной договоренности.

8
В принципе, даже сложные варианты осуществимы, если все тщательно спланировать и потом соблюдать этот план.

5. Работа с местным населением.

Итак, мы определились с транспортом, и в нашем безупречном плане присутствует такой неведомый фактор, как некий местный житель, который любезно довезет нас до места. Вопрос собственно один, где его взять? Если таковой не числится в списке ваших знакомых, а также в списке знакомых ваших знакомых, то на помощь придут социальные сети. Практически любой, даже слегка населенный пункт имеет кучу пабликов, типа «Подслушано в Медведево», «Ивановская – лучшие!», «Администрация Устьянского Сельсовета» и т.п., в которых обитает множество милых людей, готовых вам помочь в трудную минуту. Помочь они готовы, естественно, не бесплатно, но если не акцентировать внимание на том, что вы крутой москвич, то вполне можно сторговаться на приемлемую сумму как для стоянки авто, так и для доставки вас в нужное место. Также у местных можно узнать много полезной информации: например, расписание автобусов, телефоны таксистов, наличие платных парковок и т.п. Иногда в процессе таких поисков можно наткнуться на тематические паблики и единомышленников, как было у нас на Лузе, в случае с Юрием Тетериным и его проектом «Болен Рыбалкой».

Примерно по такой схеме действуем и мы, и до сих пор все получалось. Современные технологии, такие как интернет, картографические программы и т.п. значительно облегчают планирование походов, и пренебрегать ими точно не стоит.

Как только маршрут будет окончательно утвержден, можно подготовить подробные карты для для мобильных устройств и гаджетов, которые вы возьмете с собой. Здесь я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. это тема для отдельной большой статьи.

В следующей публикации я начну рассматривать обширную тему о том, какие вещи, инвентарь и провизия вам понадобятся в предстоящем путешествии.

Если вам понравился этот материал, поделитесь им с друзьями в соц. сетях. Мы будем очень признательны!
Обсуждение (1)
Другие материалы
_thumb_kerher

Чистка леща Керхером =)

Мастер-класс от Евгения, по скоростному и высокомеханизированному способу избавления рыбы от чешуи.

thumb

8 Лайфхаков от БЛП

Подборка проверенных хитростей и полезных советов от команды "Большого Летнего Путешествия"

thumb

БЛП: Рыбалка сплавом

Сегодня, продолжая цикл "Теория и практика Большого Летнего Путешествия", мы поговорим об особенностях рыбалки на сплаве.