Продолжение рассказа о Большом Летнем Путешествии 2016
Мне кажется, каждый когда-то сталкивался с таким моментом — все вокруг плохо, на улице полный абзац, и хочется просто притаиться под теплым одеялом, забиться в самый дальний угол с чашкой горячего чая и не шевелиться. Но вместо этого непременно нужно встать, выбраться под проливной дождь и пронизывающий холод, без всякой надежды на тепло и уют, и превозмогая себя, делать тяжелую физическую работу, делать то, что должен… Одна эта мысль приводит в полное уныние. Ты просто сидишь, боишься сделать лишние движения и думаешь, как тебе будет плохо и некомфортно, оттягиваешь до последнего… Но деваться некуда, в такие моменты нужно просто встать и сделать суровую мужскую работу, то, что должен. Как говорят: just do it !
Именно с такими ощущениями мы проснулись утром 5-го дня «Большого Летнего Путешествия 2016». В этот день природа, видимо, решила вывести нас на «новый уровень» своей большой игры. За предыдущие 8 лет наших походов мы навидались всякого и часто беспечно бравировали тем, что мы уже все повидали, нам все нипочем, и мы готовы ко всему. Но, видимо, настал тот момент, когда нам предстояло пройти испытания на новом для нас уровне сложности.
Я помню, как еще не открыв глаза, ежился в спальнике, слыша, как ливень неистово барабанит по палатке, как порывы холодного ветра с воем и грохотом обрушивают сплошные стены дождя на наше хрупкое обиталище. Всем телом чувствовалась холодная пронизывающая сырость, от которой меня отделял лишь уже начавший напитывать влагу спальник и тонкие стенки палатки, которые, несмотря на очень высокую влагостойкость, уже начали немного подтекать.
К моменту нашего пробуждения, дождь шел уже 9 часов. Иногда он немного стихал, даря надежду, но потом вновь начинался с удвоенной силой, часто переходя в сплошной ливневой поток. К 10 утра стало понятно, что ждать его окончания мы дальше не можем.
Нам оставался еще немалый путь до финальной точки маршрута, в которую мы должны прийти в строго определенное время. Тем временем серое и беспросветное небо не оставляло никаких надежд на улучшение погоды. Помню, в тот момент крамольные мысли дезертира посетили мою голову – я даже попытался придумать план для схода с маршрута. Но такого плана просто не могло быть – мы находились в нижнем течении Лупьи, кругом сплошные непроходимые топи, никаких дорог, и ближайший населенный пункт был в аккурат в конце нашего пути. В общем, как я и писал в начале, нам оставалось только одно – встать и сделать это. Встать, и в дождь и в ветер, выйти, промокнуть до нитки, взять в руки весла и идти вперед наперекор всему.
Но сначала нужно было позавтракать. Я уже не помню, возможно, Женя быстро сбегал за газовой плитой, что была беспечно оставлена на пляже вчера. Мы немного открыли борта для вентиляции и приготовили завтрак прямо в палатке.
К тому моменту ливень сошел почти на нет, и осталась лишь мелкая противная морось. Больших надежд на это мы не возлагали, так как все указывало на то, что это лишь очередное временное затишье, и скоро дождь ударит с новой силой. Но мы решили максимально воспользоваться этой передышкой, чтобы быстро собрать лагерь, упаковаться и отплыть – делать это под ливнем совсем никуда не годится.
И вот, наконец, замотав себя и вещи во весь полиэтилен, который был в наличии, отправляемся.
Около часа хода на веслах, и вот впереди виднеется «долгожданный» залом. Место, уже известное нашим постоянным зрителям и абсолютно непроходимое на лодках – шутка ли, около километра сплошного завала из бревен.
Около залома мы встретили двух рыбаков. Они переправлялись с одного берега Лупьи на другой, как потом выяснилось, для празднования дня рыбака в рыбацкой заимке, что находилась в прибрежном лесу. На подходе к залому у меня схватила довольно увесистая щучка. Я было подумал, что это просто зацеп, и стал внатяг подгребать к предполагаемому месту отцепления, пока это «место» внезапно не ушло в сторону. Пришлось устроить небольшое «шоу» с вываживанием «зубастой» для вышеописанных зрителей. Все получилось как по учебнику, и уже через десяток минут щука брыкалась в лодке.
Следующий час целиком тратим на обнос. Полностью разгружаем лодки и в несколько приемов переносим вещи. Идти по высокой и мокрой траве очень некомфортно – штаны вмиг становятся сырыми насквозь, поэтому на второй заход идем по уходящей в лес тропинке, делая небольшой крюк. По пути упираемся в рыбацкую заимку. Там праздник в полном разгаре – за деревянным столом, под навесом собрались мужики. Рядом в большом котле парит уха, идет неспешный разговор – в общем, милая сердцу рыбацкая идиллия.
Мы, конечно же, немного пообщались, поделились впечатлениями, но от предложения присоединиться отказались. Впереди был немалый путь, и строгий график маршрута вновь напоминал о себе.
Помню, на третий и последний заход я тащил лодку. Сил уже почти не оставалось, но деваться было некуда. И только кое-как загрузив все обратно и отчалив, я позволил себе минуту передышки. Всего минуту, ибо дальше вновь на весла.
Но один положительный момент все же был – небо стало потихоньку светлеть, морось прошла, и появилась надежда на улучшение погоды.
Кстати, несмотря на ощутимый подъем воды, щука в этот день клевала. Это, конечно, не было похоже на вчерашний «жор», но все же периодически случались результативные поклевки, и наши садки потихоньку наполнялись.
В какой-то момент неожиданно выглянуло солнце. Вот это была настоящая радость! Вокруг сразу воцарилась красота, резко контрастирующая с недавней унылой серостью, и главное – сразу же полилось тепло, которого очень не хватало нашим продрогшим от сырости телам.
Но только мы «пригрелись» и слегка расслабились, как вдали послышались раскаты грома… А еще через полчаса сплошной ливневой поток обрушился на нас.
Первая гроза застала нас на длинном прямом перегоне. Выйти на берег и укрыться было просто негде. Лодки моментально наполнились водой до краев. Вещи плавали в этом импровизированном бассейне. Гром гремел немного в стороне, но все равно было немного страшновато. В разгар стихии мы с Женей все же догребли до небольшого пляжа и, бросив лодки на косе, укрылись в кустах.
Александр же отважно продолжил путь. У него клевало. На мои предостережения он ответил, что гремит далеко и нам навряд ли что угрожает. Но лично меня это нисколько не успокаивало – быть на воде в грозу крайне опасно.
Ливень кончился так же внезапно, как и начался. Как только низкая и массивная грозовая туча отступила, солнце тут же обрушило всю силу июльского тепла, и от того над рекой образовался густой туман, что в сочетании с солнечными лучами создавало сюрреалистическую картину. Ветра почти не было, и воздух был насыщен влагой до предела. Мы с Женей перевернули лодки, чтобы вылить из них воду и затем быстро догнали Александра.
На ближайшем же пляже решили быстро перекусить, тем самым сэкономив время на полноценном обеде. Но не тут-то было. Из за леса показалась иссиня-черная туча, и раздались раскаты грома. Еще через десять минут на нас обрушился шквал, а молнии, казалось, били прямо в пляж, на котором мы находились.
Мы едва успели накрыть вещи лодками и схорониться в ближайших кустах. Раскаты грома разрывались прямо над нашими головами, было решительно страшно, ноги сами подгибались и хотелось лечь на землю, чтобы, не дай бог, молния не сократила себе путь до земли через чье-нибудь тело. Но все обошлось. И уже через полчаса вновь выглянуло солнце, и мы смогли продолжить движение.
Самое интересное, что, несмотря на такое буйство стихии, на мощнейший атмосферный фронт, подъем уровня воды и дикие скачки давления, рыба клевала. Каждый из нас периодически вытаскивал щучку или окушка, пополняя садки.
Этот день был последним, и мы решили взять привести немного рыбы домой.
Еще один грозовой фронт стал приближаться к нам через час после обеда. К тому моменту мы уже прикинули остаток пути и пришли к выводу, что не успеваем к финишу вовремя. Поэтому гроза была крайне некстати – времени на то, чтобы переждать ее в укрытии, не было совсем. К счастью, эта туча обошла нас стороной, лишь слегка «зацепив» нас своим дождевым краем.
Капризы природы, сопровождаемые таким количеством осадков, конечно же, не могли не сказаться и на самой реке. Ручьи и речушки, впадающие в Лупью, быстро переполнились, вода в них стала мутная, и, впадая в русло, их потоки образовывали замысловатые вихри. Особенно красиво это выглядело в омутах, с обратным течением и «закручиванием» потока.
Тем временем вечерело и становилось прохладнее. Я был сырой до нитки и начал замерзать. Пришла пора вскрывать резервный комплект одежды, который, будучи герметично запакован, оставался сухим. Мы уже шли по низовьям реки Верхняя Лупья, до устья оставались считанные повороты. Характер береговой линии изменился – теперь это были не высокие песчаные обрывы с борами, а довольно приземистые берега, на которых простирались бескрайние поля и заливные луга поймы Вычегды.
Но погода и не думала сдаваться – сзади нас вновь стала догонять свинцово-синяя туча. Однако, похоже, небеса к вечеру выдохлись. Туча, догнав нас, лишь лениво побрызгала моросящим дождиком и ушла куда-то в сторону. И вот впереди показалась населенный пункт Запань Лупья, и следом нашему взору предстали просторы реки Вычегда.
Последнее усилие воли – форсирование на веслах ее русла. Собирались уже, когда сумерки были готовы опуститься на округу. Тут все, как всегда – мойка и сушка лодок, упаковка вещей и снастей.
Через час за нами пришла машина, а когда мы выехали на трассу Сольвычегодск-Яренск, мы поняли, что нам очень повезло. Дело в том, что стихия, бушевавшая в этих краях последние сутки, не только испытывала нас на прочность, но и смыла напрочь грунтовую трассу. То, что осталось от дороги, представляло из собой сплошную кашу, огромные ямы и, местами, провалы грунта – там, где дождевые потоки полностью смыли дорожную насыпь. Хорошо, что за нами приехал серьезный внедорожник – иначе бы не выбрались.
Вскоре совсем стемнело. Мы ехали в машине назад в цивилизацию и обсуждали все, что произошло с нами за эти 5 дней, делились впечатлениями и даже строили планы на будущий год. Очередное Большое Летнее Путешествие стало историей. Историей, надолго оставшейся в наших воспоминаниях. Историей, которую только что я вам рассказал…