Продолжение рассказа о Большом Летнем Путешествии 2019
За что я люблю достаточно долгие походы на севере, так это за разнообразие впечатлений и ощущений, которые получаешь в процессе. И переменчивая северная погода этому очень способствует. Сложно угадать заранее, как начнется и как закончится каждый день.
Бывало, ложишься спать после ясного заката, а просыпаешься под завывание ветра и стук дождя о стенки палатки, а к обеду дождь прекращается, ветер стихает. Но вот новый закат, вновь солнце садится за ели на фоне чистейшего голубого неба, а ночью снова дождь или, того и гляди, и заморозок.
А вся прелесть в том, что от этого ты здесь никуда не скроешься. Ты должен быть готов ко всему: и к жаре, и к холоду, и к ливням и к ветру. Волей неволей ты, и вместе с тобой твой организм, приспосабливаешься, и именно здесь можно открыть в себе новые качества, увидеть и расширить рамки, которые, сидя дома, в тепле и на уютном диване, кажутся жуткими и недостижимыми.
Но если ты любишь природу, ее порой вздорный характер,то она всегда отвечает взаимностью и дарит свои, доступные только ей, подарки. Новый, пятый день Большого Летнего Путешествия 2019, был, наверное, одним из них.
Еще не открыв глаза, за стенами палатки я слышал пение лесных птиц. Обычно с утра его почти заглушает шум ветра в кронах сосен или грохот неспокойной реки, как это было в Карелии. Но этим утром, здесь, на лесной речушке, где-то в глубине архангельской тайги, наперебой пели и чирикали птицы. Пели они, наверное, о том, что встало солнце, и наступило прекрасное утро. Что ж, тогда и нам пора вставать.
За стенами палатки царила безмятежность. Пригревало утреннее солнце на ясном небе, поблескивала спокойная гладь реки. Любоваться бы этим бесконечно, но нельзя. Сегодня запланирован довольно значительный переход в 15 км, и, так как этот день предпоследний, рыбалка всерьез.
Традиционно готовим на завтрак кашу со сгущенным молоком и изюмом. Вкусное и высококалорийной блюдо. Наша рыболовная экспедиция не то место, где следует беспокоиться о фигуре. Для серьезного походного дня нужна энергия, и такая каша — как раз то, что нужно.
Пока завтракали, солнце подсушило палатку и вытащенные наружу спальники. Пришла пора сворачиваться и отправляться. Немного жаль покидать такое хорошее и уже привычное за два дня местечко, но впереди нас ждут новые приключения. Что ж, встаем на воду, и быстрый поток тут же подхватывает наши лодки. Сразу же начинаем ловить.
Вчера здесь отлично клевало. День солнечный и тихий, и хариусу, который в своей подводной жизни ориентируется на зрение, сегодня будет легче охотиться, но с другой стороны, и мы в лодках для него будем как на ладони. Но как говорится, теории теориями, а практика практикой, увидим.
С утра все трое таскаем вертушки разных размеров. Случаются поклевки, но хариусок маловат. Через несколько поворотов реки солнце поднимается выше, светит ярче, а поклевки практически пропадают.
Хотя в кристально чистой воде видно, что хариус периодически провожает блесну. То по одному, то стайкой. Так, непорядок, надо что-то делать. Решаюсь заменить вертушку на микровоблер Cheerfull. Пару раз провожу равномерно, но поклевки нет. На третий раз при проводке делаю первую паузу, и как раз в этот момент воблер жадно хватает хариус.
Причем хватать вышла целая стая: мелочь сверху, а крупные пониже. Ах, вот значит, что вам сегодня нужно! Все предыдущие дни отлично брал на равномерную проводку, а сегодня подавай ему анимацию! И тут, что называется “поперло”. На легкий твичинг или просто небольшие паузы в проводке хариус стал брать уверенно и часто. Ребята, за неимением микровоблеров, остались на вертушках, но тоже стали делать паузы в проводке, и хариус начал хватать и у них. Вот же бывает, я всю жизнь считал, что вертушку надо вести строго равномерно, а паузы сбивают вращение и портят все дело. Ан нет, здешнему хариусу это только в радость. В общем клев наладился, и пока мы проплывали мимо коряжников и нависших над водой стволов подмытых и покосившихся деревьев, садки быстро пополнялись.
А вокруг царила уютная красота малой северной речки, с особенными, только ей свойственными пейзажами.
Когда солнце поднялось в зенит, мы уже изрядно проголодались, а поплескивающаяся в садках рыба намекала на наваристую уху. Ну, обедать так обедать, дело за малым — найти куда пристать. Сначала пытались выйти на лужайку, но эту идея разбилась об сырой обваливающийся берег. Проходим еще пару поворотов и видим небольшую закраину, буквально сантиметров 30 шириной, образованную выходом карстовой породы. Что ж, здесь уже можно попытаться подняться. Причаливаем и видим тропинку, ведущую куда-то в сосновый бор — грех не прогуляться на разведку. Тропинка немного углубилась в лес и привела нас к охотничьей избушке.
Сама избушка закрыта, но рядом сделаны скамейки и небольшой столик. Пожалуй, для обеда место вполне подходящее, правда, придется притащить сюда из лодок овощи, котелки и газовую плиту.
Чистим рыбу, картошку, лук. Весь образовавшийся мусор закапываем поглубже в сторонке, чтобы не засорять обжитую поляну. И вот уже в котелке бурит и испускает ароматы уха.
В довершение обеда завариваем чай и готовимся продолжить путь. До вечера нужно пройти еще 7 километров.
В этот день река полностью успокоилась. Уже не встречались ни порожки, ни шумные перекаты. Течение стало спокойным, но все же быстрым, да и ветра практически не было.
Иногда мы спугивали уток, которые уходили от нас вниз по течению как торпеды. Прикинувшись подранком, они хлопали крыльями по воде, приманивая вероятного хищника за собой, чтобы увести от своего выводка утят, спрятавшихся неподалеку или нырнувших под воду. Но мы, туристы — рыболовы, уткам не враги. Мы лишь с интересом наблюдали в действии за выработанным веками эволюции механизмом защиты потомства.
Хариус продолжал клевать. На этой реке он был повсюду. Можно было просто кидать спиннинг наугад, и случится поклевка. Причем во второй половине дня стали ловиться экземпляры еще крупнее.
Я переживал, что моя тоненькая монолеска не выдержит, но флюорокарбон знал свое дело, и такая тонкая снасть лишь добавляла азарта и адреналина. Но даже увесистый хариусок весом до полкило вытягивался без проблемы и особых церемоний с вываживанием. В этот вечер мы “оттягивались” на полную катушку, отпуская в реку как мелочь такие экземпляры, которые накануне брали как зачетные. К вечеру небо стало затягивать, и к тому моменту, когда настала пора задуматься о ночлеге, стало совсем пасмурно.
Не дожидаясь того момента, когда начнет смеркаться, ищем подходящее место для лагеря. В этот раз все сложилось просто идеально. Удобная поляна с хорошим подходом оказалась ровно на 15-м километре нашего сегодняшнего маршрута, т.е. мы полностью выполнили дневной план, половили рыбы, вовремя встали на ночлег и даже совсем не упражнялись в гребле.
Поляна была обжитая: кострище, пара чурок и напрочь вычищенные дрова в радиусе 150 метров. У берега была пришвартована деревянная лодка с ржавым мотором.
В общем чувствовалось, что цивилизация близко, и люди здесь бывают. В подтверждение этого издалека послышался шум мотора, и вскоре к нам приплыл рыбачок. К моему великому стыду, я не запомнил, как его звали, но мы немного поболтали. Он сказал, что приехал на озера, скрывающиеся за перелеском, и там останется на ночную рыбалку. Попросил внимательно следить за костром, украдкой заглянул в наш сегодняшний улов и был таков. Интересно, может, это был местный егерь? Ну, по крайней мере, он нам в этом не признался и никаких претензий по поводу хариуса не предъявил)
Мы тем временем поужинали макаронами с тушенкой и принялись чистить улов.
Сегодняшнюю рыбу решили засолить, чтобы каждый смог привезти немного хариуса домой и угостить ближних. Вышло всем понемножку, но больше нам и не надо. Это был последний вечер, который мы провели на реке. На завтра еще оставалось 7 километров пути, еще чуть-чуть рыбалки и часть дороги до дому, но об этом, пожалуй, в следующий раз…
Продолжение следует…