Наш верный читатель, конечно же, помнит, что в прошлом году мы отметили большой юбилей: ровно 10 лет с того самого момента, как мы отправились в первое Большое Летнее Путешествие. За спиной осталась целая эпоха приключений нашей команды, ну а останавливаться мы, конечно же, не собирались.
Несомненно, прошлые походы оставили в памяти множество приятных впечатлений, но вместе с тем назрела и необходимость перемен. Пока наша идиллия не начала сходить на нет, нужно было придумать что-то новенькое, что разнообразит наши впечатления; добавить, если можно так выразиться, свежую струю.
Именно это и стало основной темой нашей зимней встречи в начале года. По её итогам было решено: в команде БЛП появится еще один участник, а также для остроты ощущений, да и вообще смены привычной обстановки, мы подберем реку “повеселее”.
С новым членом команды все было просто: Пашка — наш старый-престарый друг, мы знакомы с ним ровно столько же, сколько и между собой, немало всякого пережито вместе в благословенные студенческие годы.
С рекой же дело оказалось несколько сложнее. В разумной дальности от Котласа есть не так много мест, которые бы отвечали требованию “повеселее”, а также достаточно диких и рыбных для нашей экспедиции, и с бюджетной заброской. Немало вечеров я провел над спутниковой картой, рассматривая рельеф округ и выискивая те крохи публикаций о походах на севере и северо-западе, что есть в интернете. Помню сначала глаз упал на р. Кожим в Коми. Относительно недалеко, заброска без вертолетов и ГТС, потрясающие виды приполярного Урала. Я даже было просчитал маршрут, но после пришло разочарование: на территории нац. парка Юдыг ва рыбалка категорически запрещена.
За помощью я обратился к известным путешественникам и блоггерам, и тут отличную идею подсказал Михаил (проект Русская Воля). На юге Карелии есть река Водла, с порогами 2-4 категории, малозаселенная, а это значит, есть надежда, что и рыба там осталась. По некоторым свидетельствам, там можно поймать даже рыбу лососевых пород. Ехать около 900 км — значит, можно добраться за день, и заброска в хорошую погоду возможна автомобильным транспортом. Дополнительная разведка в интернете показывает — то, что надо, начинаем готовить поход!
Предварительно маршрут мы утвердили следующий: на реке Вама, недалеко от ее впадения в Водлу, есть сгоревший мост. К нему идет вроде бы условно проезжая для легкового транспорта дорога, и именно с этого моста мы и будем начинать. Закончить же предполагалось в деревне Кривцы, пройдя таким образом около 70 км, ну или выше — в деревне Кубово, если пойдем медленно. В первой половине маршрута нам предстояло преодолеть десятка полтора порогов различного уровня сложности и два самых больших: Падун и Печки, 4-й байдарочной категории. Во второй половине, после деревни Водла, более спокойная вода. Тут планировалась рыбалка в привычном режиме.
И вот, июль перевалил за вторую половину — значит, пора собираться в дорогу. Но планируемые перемены вносят свои коррективы и в давно отработанную схему сборов. Если с провизией все более-менее понятно, нужно лишь немного скорректировать рационы в связи с появлением нового члена команды, то вот со всем остальным предстояло повозиться. Во-первых, мы решили усилить наши лодки защитным резиновым брусом, чтобы не пропороться на камнях.
Во-вторых, нужно было как-то решить транспортно-забросочный вопрос. Очевидно, что вчетвером со всем барахлом мы в одну машину никак не влезаем, поэтому решили ехать на двух. Но доехать до Карелии лишь полдела: там еще предстояло заброситься на реку. Тут помог талант Жени: начав с обзвона таксистов в Пудоже и далее по цепочке, ему удалось выйти на местного жителя Александра, который как раз и занимается забросками туристов. Таким образом, вечером накануне отправления все было улажено и полностью готово.
Старт был назначен на 5 утра из Котласа. Ребята приехали из Коряжмы втроем, абсолютно в нереальных позах поместившись в одной машине, и это при том, что много что из барахла я забрал у них еще вечером. Но не беда, Женю и еще часть вещей перегружаем в мою машину — вот теперь уже можно ехать. Ну что ж, проверяем рации и вперед. Расчетное время прибытия в Пудож 19:00.
Целый день пути за разговорами и шутками пролетел незаметно. Периодически останавливались, чтобы перекусить или пофотографироваться.
До Вологды дорога была для меня знакомой и привычной — именно по ней я ехал несколько дней назад из Москвы. В Вологде мы свернули на федеральную трассу A119, и тут даже для меня все было в новинку. Особенно мне понравилось качество трассы — почти идеальный автобан, не хуже московских. Причём, в отличие от последних, практически пустой — ехать одно удовольствие.
Пообедать хотели на берегу Кубенского озера, с красивым видом, однако “с лету” не смогли найти подъезд, и есть пришлось просто в поле за деревней.
Чем дальше мы пробирались к северу Вологодской области, тем больше менялся ландшафт. Сначала вдоль дороги начали попадаться огромные валуны камней, а потом вместо привычной болотистой равнины и песчаных боров стали то тут, то там обнажаться скальные породы: Карелия была все ближе и ближе.
Когда солнце клонилось к закату, мы проехали последний рубеж Вологодской области — небольшой городок Вытегра, стоящий на волго-балтийском водном пути. Почти сразу за ним нас встречала долгожданная республика Карелия.
В финальную точку автопробега — г. Пудож мы вкатились с последними лучами солнца, где нас уже ожидал водитель Александр.
Заброску на реку решили не откладывать до утра — быстро перекидали вещи в фургон, припарковали наши машины и поехали в ночь на намеченное место старта: старый сгоревший мост через реку Вама.
Еще два с половиной часа пути, в течение которых сумерки стремительно сменились почти полной темнотой. Дорога, сначала асфальтовая, становилась все хуже и хуже, в итоге превратившись в простую колею в лесу. Я тогда было начал переживать, проедем ли? Но все сложилось благополучно, месячное отсутствие дождей сыграло нам на руку, и вот, в полночь мы благополучно прибыли на стапель.
Как только вещи были выгружены, а звук уезжающего фургона стих в ночном лесу, я услышал реку. Шум стремительного потока, разбивающегося о камни, доносился из темноты. Да, этот сплав точно не будет похож на предыдущие. Несомненно, будет интересно!
Однако, несмотря на усталость, на сегодня осталось еще одно важное дело: нужно поставить лагерь. Здесь нам снова повезло: в 10 метрах от дороги была свободная стоянка с кострищем, дровами, местом под палатки и даже столиком со скамейками. Это был просто подарок судьбы, ибо в ином случае пришлось бы ночевать прямо на дороге. Быстро расставляемся, сооружаем нехитрый ужин, а затем отправляемся по палаткам, коих у нас теперь 2.
В объятья Морфея я провалился моментально. Помню, засыпал под шум неспокойной реки, предвкушая завтрашний день — начало Большого Летнего Путешествия 2018 года!