БЛП 2018. Первый адреналин

2 332

Продолжение рассказа о Большом Летнем Путешествии 2018

Давно так быстро не пролетала ночь. Предыдущий день длился у нас без малого 20 часов. Из них большая часть прошла для меня за рулем,а Женя тоже не скучал: поскольку я был занят, бремя видеосъемки и штурманства легло на него. Во второй машине с Пашей и Саней дела обстояли точно так же. Неудивительно, что все устали.

Помню, как я натянул на себя спальник, устроился на импровизированной подушке из свитера, засунутого в чехол от того же спальника, а дальше сиюминутный провал, и вот уже утро. На фоне шума реки слышны голоса птиц, и откуда-то доносится лай собаки. Так, собака… А где собака — там и люди, значит, пора вылезать. Будут гости.

Покидая палатку, задумываюсь: «А ведь не стало того ощущения первого утра»… Раньше первая ночь проходила как-то неспокойно, спалось в новом месте плохо, чувство “выхода из зоны комфорта” накрывало сразу и с головой. А в этот раз все как так и надо. Выспался и встаешь бодрячком, все буднично, как дома на работу. Не знаю, хорошо это или плохо, а может стареем — мудреем, черт его разберет. Ну да и ладно, пора завтракать и собираться. Но для начала, конечно же, нужно глянуть на реку Вама при свете дня.

У-ух, дух захватывает. По всему руслу огромные камни, которые омывает стремительное течение. По левую руку обломки сгоревшего моста. Как жаль, что его сожгли, иначе мы забрались бы повыше, на Сухую Водлу. Справа, вниз по течению, снесенные обломки того же моста, подпирающие опасную корягу. Да, если при старте зазеваться, то путешествие может закончиться, так и не начавшись. Придется сразу отгребать на середину, и там, лавируя между камнями, как-то идти дальше. Стремительный перекат длится до поворота, покуда видит глаз, а что за ним — одному богу известно. Ну что ж, хотели новых ощущений — получайте. Собственно, за тем и приехали.

Но это все впереди, а пока сборы. Немного утренней гигиены, и принимаемся готовить завтрак. На запах каши пожаловал и гость, чей лай мы слышали, просыпаясь.

Старый пес невесть каких пород пришел знакомиться. По-хозяйски обошел лагерь, обнюхал и проверил все пожитки и уселся в центре наблюдать за нашей суетой. Тем временем, мы надували лодки, собирали палатки и паковали в гермомешки все, что могло намокнуть. В том, что сухими мы не останемся, сомневаться не приходилось.

Когда все уже было почти готово, пришел и хозяин собаки. Обычные вопросы: кто вы да куда, рыба, мол, тут есть, сам перед мостом остановился, приехал за лососем. Кстати, насчет лосося, маленькое отступление: что конкретно за лосось тут водится, нам так никто ответить и не смог. Местные красную рыбу тут так и называют: «лОсось», с ударением на первый слог.

Ну вот и последние приготовления перед стартом: надежно привязываем все вещи на случай “оверкиля”. Перевернуться на порогах — раз плюнуть, и ловить потом рюкзаки и сумки из воды — то еще удовольствие.

Ясно что, как обычно, медленно и красиво стартовать, отснять вступительную речь с воды, сделать несколько хороших планов на видео и т.п. в этот раз не выйдет. Стартуем по одному, и первым в разведку фарватера ухожу я. Так уж решило племя :-)

Стремительный поток тут же подхватывает мою посудину, и я, быстро развернувшись, держу курс между двух камней — там основная струя, по ней несусь дальше.

Лишь в одном месте задеваю дном камень, но не намертво. Небольшое движение задней точкой, и лодка срывается дальше. Через пару минут, в повороте, меня выносит на омут с более медленным течением. Это позволило мне закрепиться у берега и подождать остальных.

Первым приближается Паша на своем “фрегате”. Поначалу я беспокоился, как он на такой здоровой посудине собирается лавировать по порогам и перекатам. Но, как оказалось, зря: лодка, несмотря на размер, была очень маневренной и быстроходной даже на веслах. За Пашей следует Женька, ждем Санька, делая первые забросы спиннингом. И сразу же Женя открывает счет поимкой небольшого щуренка. Трофей не ахти какой, но факт того, что поимка состоялась сразу же после старта, очень обнадеживает. Рыба есть.

Собравшись вместе, поделились впечатлениями: после наших прошлых “матрасников”, конечно, захватывает дух. Правда, на тот момент мы еще и не предполагали, что впереди нас ждет такое “веселье”, на фоне которого этот перекат лишь слегка неспокойная вода. Но не буду забегать вперед.

Итак, продолжаем путь. Впереди первый настоящий порог на нашем пути. В лоциях он значится как “Боровой”, 2-й категории сложности. Правда, в текущих условиях, и опираясь на свой небольшой на реке Мста, я бы дал ему не больше единички. Проходим без каких либо неудобств. Далее короткий плес, где Саша подряд ловит щуку и небольшого окушка. Вот так речка! Теперь сомнений нет — рыбалка будет!

С позитивным настроем выкатываемся в устье Вамы и попадаем на основную реку нашего маршрута — Водлу. На горизонте порог “Верхневамский”, 2 к.с. Здесь река делится на две протоки, и в лоциях советуют идти левой. Еще на подходах слышится шум бурлящей воды, сразу ясно, что нам предстоит что-то посерьезней. Поэтому решаем выйти на берег для предварительного осмотра. Сразу отмечу, что практически по всему маршруту вдоль реки идет тропка, благодаря которой большинство порогов легко просматриваются с берега, и, очертя голову, бросаться в неведомую водную пучину совсем не обязательно.

На берегу мы обнаружили удобную стоянку и решили что грех ей не воспользоваться, время подкрепиться! Здесь мы “зависли”, наверное, больше, чем на два часа. Наконец-то все вчетвером, навеселе. Очень уж хотелось поболтать, не виделись полгода. Но все же пора в путь.

Проведенный мной с Пашей осмотр показал: вход в Верхневамский порог плавный, начинается с небольшой шиверы, далее в повороте — основная часть с несколькими перепадами и торчащими валунами. Проходить лучше держась посередине, чуть ближе к правому берегу.

С этой информацией возвращаемся на стоянку и дружно отчаливаем.
Пожалуй, позволю себе еще одно лирическое отступление. Несмотря на мой опыт на порожистой реке Мста и Пашин на Коже, в целом, все вместе в подобных местах мы были в первый раз. А первые ощущения на более-менее серьезных водных препятствиях очень яркие и незабываемые. Это уже потом, с опытом, хочется все большего и большего, и те первые пороги кажутся сущей ерундой. Ровно так у меня было со Мстой: первый раз восторг, а затем уже все не то: душа требует все больше, круче, опаснее!

Так вот, Верхневамский порог, по сути простенький и небольшой, все же был уже круче, чем любой на Мсте, и, проходя его, я вновь ощутил тот приятный холодок адреналина, испытал немалый восторг, падая в бочку со стоячей волны и ловя в лицо брызги захлестывающей лодку воды. В общем, на следующий за порогом плес вылетаю весь сырой, с лужей в лодке, но крайне довольный.

Ох, а что это там гремит впереди? Правую половину реки перегородила каменная гряда. Пристаем к ней, чтобы осмотреть бушующий в левой половине русла Нижневамский порог. Он куда круче и сложнее.

Тут скатиться ватрушкой не получится, придется серьезно работать веслами. Везде валуны, а между ними ревет и клокочет вода. Стоит лишь налететь боком на один из камней, и оверкиль неминуем.
Но сдаваться не в наших правилах — погнали! Прохожу на одном дыхании, перед последней ступенью цепляю бортом камень и меня разворачивает. Ох, опасный момент, но все обошлось — меня сбрасывает струя, и вот я вновь на спокойной воде. Правда, лодка наполовину заполнена водой, которая в какой-то момент захлестнула сверху.

Тут я понимаю, почему рыбацкие надувные лодки туристы-водники называют ватрушками: они практически неуправляемы на сколь-нибудь серьезных порогах. Даже на 2-й категории, при малейшем неловком движении или касании камня, лодку начинает неконтролируемо крутить, а в ситуации, когда счет идет на секунды, выправиться можно уже не успеть. Степень этого безобразия зависит от конструкции. Лучшие результаты, как мне показалось, были у Александра, он чаще нас “чисто” проходил пороги. Мой же “Мао Цзэдун” крутило везде как волчок.

Начавшийся после Нижневамского порога плес дает нам передышку и возможность половить. Саша тут же ловит очередную щуку, да и мы с Пашей открываем счет в личном зачете. Но, чем дальше мы отходим от порога, тем больше замедляется река, практически останавливая течение. Клев рыбы тоже сходит на нет. По левому борту впадает река Нетома. Судя по картам, здесь мы попадаем в небольшой кусочек Архангельской области, и я как будто бы почувствовал присутствие малой родины)

Воспользовавшись передышкой, сцепляем лодки, чтобы “умять” чего-нибудь вкусненького, но вскоре понимаем, что так мы движемся скорее назад, чем вперед.

Еще пару километров, отделяющие нас от следующего порога,проходим на веслах.

Порог Нетомский, помеченный как 2 к.с., в условиях июльской воды оказался совсем небольшим. За ним 2х километровый перегон с небольшими порожками. Все проходим с лету. Одновременно успешно пополняем наши садки.

Наступает вечер. Пасмурное в течение всего дня небо начинает потихоньку расчищаться, и уже “зажелтевшее” солнце живописно раскрашивает округу. По правому берегу видим небольшую стоянку и решаем, наконец-таки, устроить поздний обед. Вид с берега потрясающий.

Однако, выясняется тревожное обстоятельство. Женя сильно ударил руку, поскользнувшись на камнях после Нижневамского порога, когда решил выйти на берег и вылить воду из лодки. Сначала он не придал этому значения, но ситуация, похоже, была серьезной. После обеда продолжаем путь: выходим на течение, готовые в случае чего буксировать Евгения. Через пару часов натыкаемся на серьезный порог, кажется, “Киньский”.

У Женьки дела не очень хорошо, с больной рукой туда соваться не стоит. И мы мало чем поможем — в пороге не побуксируешь. Вариант с обносом пока рассматриваем, как крайний, тем более стремительно вечереет, и пора останавливаться на ночлег. Будет утро — решим. Однако, со стоянкой тоже беда. Тут не Архангельская область, где в каждом повороте пляж. Берега заросшие или заболоченные, подходов мало, и лес наверху как сплошная стена.

Сразу после впадения реки Черева было местечко, но уже занятое рыбаками на нескольких моторках. Нам же удалось взять штурмом правый берег. Подход не самый удобный, но наверху небольшая дикая полянка. Что ж, выбирать не приходится, ставим лагерь здесь.

Вечер получился невеселым. Если Женьке к утру не станет лучше — придется эвакуироваться с маршрута. Черт его знает, что там — трещина кости, скрытый перелом. В таком состоянии прыгать по порогам не может быть и речи. Но все мы надеемся, что это просто сильный ушиб. Однако, для остальных заботы по лагерю никто не отменяет. Все по плану — костер, палатки.

В этом году, как говорится, по многочисленным просьбам телезрителей, мы решили приготовить в походных условиях новое блюдо — рыбу горячего копчения. Специально для этого приобрели небольшую коптильню и привезли с собой. Рыбу, как полагается, почистили, разрезали на порционные куски и посолили. Зарядили коптильню тут же наструганной из ольхи щепой и поставили все на огонь. Получилось весьма и весьма недурно.

Поужинав, отправляемся спать. Завтрашнее утро все решит.

Продолжение >>>

Если вам понравился этот материал, поделитесь им с друзьями в соц. сетях. Мы будем очень признательны!
Обсуждение (0)
Другие материалы
trailer_blp2023_tizer_300x200

Все включено. Трейлер БЛП 2023

Друзья, пришла пора анонсировать фильм "Большое Летнее Путешествие 2023: Все включено"

trailer-tizer-300x200

Глушь. Трейлер БЛП 2022

Трейлер будущего фильма "Большое Летнее Путешествие 2022: Побег в безмятежность"

_thumb_300x200

БЛП 2022. Коварный аквапарк

Это был последний день БЛП 2022. Финальный участок реки изобиловал перекатами и порогами. Женька был в ударе по щуке, а я продрал байдарку.