БЛП 2018. Падун

2 211

Продолжение рассказа о Большом Летнем Путешествии 2018

Как-то я уже писал, что адаптация к тяготам и лишениям походной жизни наступает на третий день. Организм привыкает спать в палатке, дышать свежим воздухом, питаться “особым” походным меню, и общее состояние улучшается. Однако, в этот раз, я для себя такого периода не отметил. Как-то сразу все было отлично. Тому немало способствовал и ставший уже действительно большим опыт и, наверное, комфортная погода на всем протяжении Большого Летнего Путешествия.

Третий “водный” день встретил нас ярким июльским солнцем, но в этот раз палатки были выставлены так, чтобы первые солнечные лучи не попадали на наши временные жилища и не превращали их в парник. Поэтому мы, не без удовольствия, поспали подольше.

Собрались в этот раз быстро и организованно. Уже через час-полтора после пробуждения мы грузили вещи в лодки и отчаливали.

Этот день обещал быть ярким на эмоции. Еще бы: впереди нас ждал “царь-порог” этой реки — “Падун”. Четвертая категория сложности, водопадный тип. Тут уж шутки в сторону: будет опасно и экстремально. Но перед ним нам предстояло пройти участок реки с несколькими относительно небольшими порогами и плесами между ними.

Кстати, на этой реке мы для себя развеяли один популярный миф: если река шустрая и порожистая, то по ней идешь быстрее. Так вот, нет и нет. Во-первых, почти каждый порог отнимает уйму времени. Прохождение, как правило, начинается с предварительного осмотра и прикидывания траектории прохождения. Ломиться не глядя, как минимум, недальновидно: выбрав неверное направление, можно перевернуться, налететь на камни или вообще пропороть лодку. Хорошо еще что Карелии в большинстве случаев не требуется страховка и маркеры, а то было бы еще дольше. Прохождение самого порога происходит быстро, но сразу за ним начинается плес. Река, подпираемая следующим порогом, широко разливается, и течение в ней практически останавливается. Плес может длиться многие километры, и его прохождение — часто тяжелая физическая работа на веслах на многие часы, особенно при встречном ветре.

Именно с плеса и встречного ветра начался этот день. Едва мы отошли от берега, как пришлось взяться за весла. Признаюсь, грести мы не любители. Куда приятнее плыть по течению, помахивая спиннингом. Но сплав есть сплав, всякое бывает, а двигаться вперед необходимо.

До следующего порога мы добрались часа через полтора, хотя слышно его было с самого начала. Сейчас не возьмусь точно сказать его название, ибо имеющиеся в интернете лоции разнятся в показаниях. То ли “Баранья голова”, то ли “Мокриус”, то ли оба сразу. В этом месте река делилась на две протоки. Правая была явно непроходима, а по левой мы скатились, что называется, с лету. Без предварительного просмотра. В общем, если кто знает это место, напишите нам в комментариях.

Для рыбалки задержались дольше обычного. Женька где-то отстал, и мы достаточно долго его ждали. Я было даже начал переживать, не потерпел ли он где какое кораблекрушение. Но в итоге все оказалось нормально.

Дальше — плес длиной в километр и еще один порог в повороте перед скальным выходом. Он выглядел “повеселее” предыдущего. Довольно сильное сужение реки и выраженный прижим к левому берегу. Все это было бы крайне экстремально по большой воде, но сейчас мы легко скатились без каких-либо приключений. По левому борту небольшое каменное плато и поляна сверху, подобно той, на которой мы ночевали.

Однако, тут мы задерживаться не стали, вместо этого проходим еще один поворот, а за ним “Падун”.

До этого я читал в интернете, что “Падун” не видно с воды, и определяется он по гулу бушующей воды, который слышно за километр. Так вот, то ли ветер был в другую сторону, то ли еще что-то, но шума мы не слышали, пока не подошли достаточно близко. С воды действительно не видно ни камней, ни белых барашков. Просто линия воды. Только вот незадача: до этой линии елки как елки, как в старой рекламе шампуня — “от корней до самых кончиков”, а за ней только верхушки. Причём если не присмотреться, то и не заметишь.

Первый раз, опасаясь, что нас затащит против нашей воли, пришвартовались загодя. Потом, осмотрев подходы с берега, подошли поближе к перелому, поднялись на скалу и пошли смотреть.

Ребят, честно признаюсь. Утром у меня было крайне боевое настроение, мол сейчас дойдем до Падуна и будем прыгать. Я видел до этого фото и видео в интернете, и мне все казалось ерундой. И вот, я стою рядом с ревущим водопадом высотой выше моего роста, где поток всей реки отвесно обрывается вниз, и понимаю, что мне реально страшно.

Все дело в ракурсе. Фото совершенно не передает масштаб этого места. Надо ли говорить, что количество желающих прыгать сразу же упало, благо по правому берегу была “детская горка” в виде небольшого, но проходимого слива.

Я уговаривал себя долго. Было совершенно ясно, что “мао цзэдун” тут не пройдет. Мне просто не справиться с управлением в моей “ватрушке”: оверкиль 146%. Но черт возьми, я сюда приехал ИМЕННО ЗА ЭТИМ. В итоге, решили прыгать в три весла вдвоем с Пашкой на его пароходе. План был такой: я сажусь вперед рулевым с одним веслом. Моя задача держать нос лодки прямо по курсу. В последний момент, во избежание потери, весло я уберу под себя. Тем временем Паша, находясь сзади на своем сидении, гребет вперёд, набирая максимальную скорость.
Не без легкой дрожи в коленках, отчаливаем. Все идет по плану. Паша набирает скорость, а я подруливаю. И вот перегиб, а сердце бешено колотиться. Еще мгновение, и мы падаем с двухметровой высоты в клокочущую пену.

Тут же нас накрывает волной, основной удар которой я, как впереди сидящий, принимаю на себя. Благодаря набранной скорости махом пролетаем бочку и далее по основному сливу выруливаем в улов на правом берегу…

Думаю, бессмысленно писать о последующих эмоциях; я знаю, что повторить их будет сложно. Понадобится уже что-то покруче. Но в сейчас это была моя первая “четверка”, и восторг, замешанный на адреналине, запомнится очень надолго.

У порога большая стоянка для солидной команды. На сосне таблички с вырезанными названиями туристических бригад, которые бывали здесь когда-то. Не без удовольствия отмечаю наличие надписи: “ФГССТ Котлас”. Мы же решаем отобедать. Сегодня это суп с тушенкой и картошкой, рыбу оставим на вечер.

Пока обедали, нас догнала туристическая группа. В составе флотилии пара катамаранов, байдарки и каяк. Во главе бывалый “речной волк”: начинал водить группы более 20 лет назад, а сегодня привел любительскую сборную из Ярославля.

Все у них по уму: страховки — морковки и прочее, не наше раздолбайство. Мы остаёмся, чтобы посмотреть и снять прохождение каякера, заодно Паша берет на борт их оператора для съемки с воды.
Но все же день уже перевалил за вторую половину, и нам пора в путь. Прощаемся с новыми знакомыми и отчаливаем. Впереди затяжной плес. Река разливается все шире и шире, а течение замедляется, пока совсем не встает. Кругом вода и острова, а далекие берега заболочены. Пришла пора вновь работать веслами. В начале плеса еще удается немного половить, потом — тишина. Так и пробирались битых два часа от острова к острову, хорошо еще, что ветер почти стих.

Когда ранний вечер начал вступать в свои права, мы, наконец, добрались до виновника такого затопления: порога “Осиновец”. Порог серьезный. Это было видно опять же по елкам, лишь наполовину торчащим из-за линии перегиба воды. В этом месте река делилась на две протоки. В левой был порог 2-й категории сложности, в правой — 3-й. Решаем не нарываться и идти левой. Вот только Саня куда-то угреб…

Сложности порогу добавляет тот факт, что он не просматривается. Входная шивера уходит за поворот, а на берега не выйти. Что ж, придется как-нибудь так. Основная часть порога в конце острова, сразу за поворотом. Бочки, стоячая волна, качает у-ух! При прохождении набираю полную лодку воды. После Падуна приходит коварное заблуждение, что мне теперь ничего не страшно (ха-ха, его снимет как рукой, правда, несколько позднее).

Под порогом обнаруживаем Александра. Саша у нас тот еще экстремал: он пошел по “тройке”. Т.к. он плыл далеко впереди, то не слышал актуальной информации по лоции и пошел туда, куда несло течение. Но ничего, просматривая видео с его камеры, видно, что прохождение более “веселой” части порога прошло четко и профессионально, правда, со звуком категории “18+”.

Под “Осиновцем” активно ловим и вычерпываемся. Через 200 метров еще небольшой порожек, после которого, уже в лучах начавшего садиться солнца, открывается рыбалка. На плесе и в протоках между островами ловится небольшая щучка, окушки, а также начинает попадаться первый голавлик. Текущая задача найти место для стоянки, не доходя до деревни Водла. Забегая вперёд, отмечу, что с этого момента найти место для лагеря становится большой проблемой. Берега либо заболочены, либо заросли непроходимым лесом, либо просто не пригодны для причаливания.

Перед закатом идем вплотную к левому берегу, буквально заглядывая под нависающие кусты в поисках хоть какого-то подхода. Солнце тем временем клонится к горизонту, заставляя беспокоиться.

В прошлом году мы так плыли до полуночи в полной темноте. На этой реке такой трюк как минимум опасен. Тем более недалеко деревня, про которую во всех “путеводителях” написано, что там лучше рядом не вставать; и сразу за ней пороги 4-й категории, которые проходить в темноте — самоубийство.

Но удача вновь повернулась к нам лицом. В кустах по левому берегу обнаруживается проход и небольшой песчаный отвал в аккурат для швартовки наших лодок.

Наверху обнаруживаем поляну и кострище. Правда, некоторых смущает соседство с болотом, которое начинается сразу за поляной. Мол, комары, змеи. Но выбирать уже не приходится. Пеший осмотр окрестностей ничего не дает, и мы решаем вставать здесь.

Вечер я начинаю с ремонта лодки. Опять умудрился просадить баллон воблером. Благо, повреждение незначительное, и хватает одной маленькой кустарно приклеенной заплатки. Потом дружно беремся за чистку рыбы. Сегодня на ужин вновь копчености.

А дальше палатки, костер, копчение, ну и все, что полагается ко вкусному ужину на природе. Посидели вновь очень душевно, поболтали за жизнь, повспоминали студенческую молодость. Э-эх, почаще бы так. Но усталость постепенно берет свое, последний взгляд на живописную луну, которая потихоньку двигалась в зенит, оставляя лунную дорожку на спокойной, как гладь зеркала, воде, и баиньки.

А завтра? Завтра порог “Печки”, который едва ли не круче Падуна.

Продолжение >>>

Если вам понравился этот материал, поделитесь им с друзьями в соц. сетях. Мы будем очень признательны!
Обсуждение (0)
Другие материалы
trailer_blp2023_tizer_300x200

Все включено. Трейлер БЛП 2023

Друзья, пришла пора анонсировать фильм "Большое Летнее Путешествие 2023: Все включено"

trailer-tizer-300x200

Глушь. Трейлер БЛП 2022

Трейлер будущего фильма "Большое Летнее Путешествие 2022: Побег в безмятежность"

_thumb_300x200

БЛП 2022. Коварный аквапарк

Это был последний день БЛП 2022. Финальный участок реки изобиловал перекатами и порогами. Женька был в ударе по щуке, а я продрал байдарку.