Сплав по Мсте

2 236

Давненько я ничего не писал… Возможно, причиной тому прогрессирующий перфекционизм и отсутствие, на мой взгляд, достойных поводов, возможно — рутина и суета, с головой поглотившая меня, а может, и банальная лень… Но пришла пора исправляться, наши дорогие читатели, тем более достаточный повод наконец есть. Пришел июнь, и пришла пора открывать сезон наших сплавов.

Традиционно на большой июньский уик-энд вот уже несколько лет подряд мы ходим в короткий водный поход с шумной и веселой компанией из разных городов России. В прошлом году мы открыли для себя реку Мста, в Новгородской области, и нам тогда так понравилось, что в этом году мы решили повторить. Немалую роль в выборе реки сыграл и тот факт, что в этом году к нам решили присоединиться друзья из Санкт-Петербурга, и нужно было выбирать что-то примерно посередине между нашими двумя столицами.

Почетную роль организации мероприятия взял на себя Александр Будкин, также известный в узких кругах как Shuran33, за что ему огромное спасибо,т.к., например, у меня совершенно не было времени на все эти хлопоты.

Саша подошел к делу крайне серьезно и подготовил просто всеобъемлющий набор документов, где было расписано все: меню, инвентарь, распределение по машинам и плавсредствам, вплоть до того, что должно быть у каждого в рюкзаке. Вот бы нам (я имею в виду команду Большого Летнего Путешествия) заиметь такой расклад.

И вот, в рабочую субботу 9 июля мы выехали в ночь из Москвы в составе колонны из 3-х машин. Меня определили на заднее сидение Land Rover’а — лидера нашей автоколонны. Машина, к слову сказать, серьезная, предназначенная для преодоления бездорожья и прохода там, куда другим путь заказан. Однако расслабиться в ней, даже будучи пассажиром, весьма затруднительно. Конечно, там значительно лучше, чем в отечественном УАЗике, но все же перспектива выспаться в пути, в “генеральской” позе, была весьма туманной. Хотя, скорее всего, я просто потихоньку становлюсь старым снобом, ведь еще совсем недавно было неважно как ехать — главное, с кем и куда!

Ехали достаточно долго. Начали в районе 10 вечера, на точке сбора — стоянке у “Ашана” где-то на Дмитровке, в 5 утра мы были в г. Бологое. К тому моменту все, кто спал — проснулись и на заправке вышли размять ножки из всех трех машин.

Одинокая и пустая заправка, на задворках богом забытого городка — от таких картин где-то в глубине души просыпаются ностальгические нотки, вспоминается малая родина. Утро,
рассвет, город спит, и тебя встречает лишь сонная женщина-кассир и такой же охранник с заспанными глазами. Такие ранние гости здесь, явно, редкость. Хочется еще немного постоять и перекинуться парой слов с друзьями, но Костя — водитель одной из машин командует: “По коням!”. И вот, к 7 утра, с заездом на порог “Бели”, с целью оценить водную обстановку, мы прибываем на стапель, в деревню Большой Чернец. Здесь нам предстоит собрать всю нашу флотилию, предварительно дождавшись прибытия участников из Питера.

В этот раз мы вновь делимся на две команды: рыболовы и байдарочники. В первой группе я, Александр из Дзержинска и Павел, который, собственно, рыбак поневоле — мест в байдарках не хватало, и кому-то надо было плыть с нами. Ну ничего, мы Саней постараемся, чтобы переманить его в наш стан рыболовов навсегда. Еще бы, с нами хорошо: гребли минимум — сплошная философия, рассуждения о том, почему сегодня не клюет, и медленно проплывающие мимо прекрасные виды, которые успеваешь детально созерцать.

Пока мы качаем лодки и готовим рыболовное снаряжение, Shuran варит суп, а водители, не спавшие ночь — отдыхают. Командой рыболовов решаем стартовать сразу после завтрака. Ждать всех нам смысла нет: там, где мы идем час, байдарочники 15 минут. Нас обязательно догонят и перегонят, посему намеренно создаем себе фору, отправляясь в районе 10 утра.

Эх годы-годы. Казалось, еще вчера я мог преспокойно гулять всю ночь и к 8 утра бодрячком явиться на работу, а вечером еще и продолжить. Но нет, теперь почти бессонная, проведенная в дороге ночь дается тяжело. Убаюкивающее покачивание лодки на волнах вызывает неконтролируемые приступы “отключки” в сидячем положении, да и общее физическое состояние оставляет желать лучшего. Дело немножко поправляют две четкие и результативные поклевки бойкого окуня в первом же повороте. Но полученная доза адреналина быстро сходит на нет: снова хочется спать. Во втором повороте, с воды, видим оборудованную полянку: столик, скамейки, кострище — все дела.

Выходим на берег, чтобы рассмотреть поближе, и в этот же момент нам сообщают по рации, что питерцы задерживаются до 4-5 вечера, соответственно, отправление тургруппы состоится не раньше 6. Теперь у нас есть просто вагон времени. Долго думать, куда его потратить не пришлось: кидаем “пенки” на землю, накрываемся спальниками и дружно отправляемся в объятья Морфея на ближайшие пару часов.

Пока спали — заметно потеплело, даже птицы стали щебетать как-то более радостно.
Солнышко вышло наконец, но вот мошка продолжала звереть, ну да и черт с ней, не такое видали. Сразу после отплытия ловлю щуку. Начинает вырисовываться перспектива вечерней ухи. Стихает ветер, и вроде бы ожидаешь привычной для такой погоды зеркальной глади воды, в которой отражаются берега и клонящееся к закату солнце. Но нет, Мста — река с характером. Перекаты следуют один за одним, течение быстрое, стремительно увлекает нас вперед.

Но вот, наконец, большой плес: время ловить! Александр тут же разживается маленьким щуренком, который сразу же отправляется подрастать обратно, а мы усиленно пытаемся соблазнить воблерами и хитрыми проводками его родителей. Активную ловлю прерывает подход группы байдарочников. Они, наконец отправились и легко догнали нас.

Хвастаемся им рыболовными успехами и благословляем их в дальнейший путь, ибо гоняться с ними нет ни желания, ни возможности. Правда, пока болтали — перспективный плес был пройден.
Тем временем, солнце уже начинает прятаться за высокими елями, и стремительно вечереет. Еще пару-тройку поворотов мы активно ловим, но позднее становится ясно: без гребли нам засветло не дойти до ближайшего лагеря, даже с учетом быстрого течения Мсты. Мы — рыболовы, в отличие от байдарочников грести не любим, у нас свой спорт. Нам куда более по душе созерцать медленно проплывающие берега, высматривая коряжки, заводи, неровности рельефа — те места, где обычно прячется желанный хищник. А уж если найдется “вкусное место”, то по возможности притормозить и детально обкидать его со всех сторон, да еще и разными приманками.

Но маршрут никто не отменял, и приехать в лагерь в темноте, к “шапочному разбору” — читай, прозевать обещанные питерцами шашлыки да и часть веселых посиделок у костра совсем не хотелось. Тут уж хочешь — не хочешь, но нужно налечь на весла. Благо, оставалось вроде бы недалеко.

Вот мы видим, казалось бы, знакомый поворот, а из кустов мягкими клубами ложится сизый дымок костра. Подходим ближе и издаем боевой клич всех демосценеров: «Амигаааа»! Все, кто в лагере знают, что это и о чем, и обязательно откликнутся. Но не тут-то было. В ответ — тишина, и даже слышимые ранее голоса людей совсем притихли. Да и поворот этот вроде как не тот… Что ж, наверное дальше. Так мы плыли еще часа полтора, периодически пугая нашим боевым кличем прячущихся по кустам ни в чем неповинных рыболовов.

Повороту к четвертому мы слегка заволновались. Смеркалось стремительно, в зарослях прибрежных кустов повис мрак, и уже каких то полчаса отделяли округу от наступления ночи. Тут вспомнили про рацию, коих в этом году было почти по количеству лодок. На наше счастье нам ответили. Спросили, видим ли мы вышку сотовой связи и, получив утвердительный ответ, констатировали: вы почти на месте. И то правда — из-за ближайшего куста показались два ярких спасжилета, заботливо повешенные нашей тургруппой, дабы мы не проплыли мимо плохо просматриваемого с воды лагеря.
Последние усилия по разгрузке и переноске лодок в лагерь и, наконец, все: можно заслуженно прижать свою пятую точку к бревну. А шашлыки еще даже не начинали. В общем, мы успели как раз вовремя: лагерь уже разбит, все, что нужно сделано, и остается лишь поставить свою палатку, закинуть туда коврики и спальники, и можно отдыхать.

В нашей команде народ веселый, но живем мы в разных городах и видимся мы не так часто как хотелось бы. Поэтому поболтать всегда есть о чем.

Сидели долго: лично я впал в спячку в районе 2-х ночи, но, когда около 6 утра потребовалось выйти до ветру, я обнаружил, что еще как минимум трое успешно встретили рассвет и сдаваться пока не намерены.
Второй и окончательный раз я проснулся от классического походного будильника. Встало солнце и распростерло свои лучи на наши палатки. От этого они быстро стали превращаться в парники, и как только ощущение того, что я огурец, стало нестерпимым — пришлось вылезать.

Утро было прекрасным. Я наконец-то выспался, и настроение было бодрое и боевое. Птички радостно щебетали, радуясь пригревающему солнышку, и проснувшийся раньше всех Shuran33 также выглядел вполне довольным, а это — вдвойне хорошо. Шуран вообще добрый, но поварешка у него тяжелая и железная.

Надо сказать, лагерь был организован на славу. Был даже умывальник со студеной водой, сооруженный из пластиковой бутылки и некой китайской пластмассовой приблуды. Мелочь копеечная — но сколько приятности: умыться вот так из умывальника, не полоскать морду в реке.

Пока бродил туда-сюда, стали просыпаться остальные и тоже бродить туда-сюда. Этакий зомби-апокалипсис. По опыту, в большой команде, без “волшебного пенделя”, такие брожения могут длиться бесконечно. “Пенделя” обычно выдает Shuran33, но, как я писал ранее, с утра он был в добром расположении духа и вывел всех из утреннего транса призывом к завтраку, благо каша как раз подоспела.

Нам, рыболовам, мешкать нельзя — снова нужна фора перед байдарочниками. Поэтому после завтрака немедля отправляемся.

Сразу же у лагеря — очень перспективный плес. Начинаем ловить, и тут мне улыбается госпожа удача. Практически подряд ловлю четыре щучки. Две из них них, в силу непотребного размера, безжалостно топлю в реке, а две, покрупнее, получают приглашение на вечернюю уху.

Далее серия перекатов вдоль деревни Жадины. Название говорящее — ловить тут бесполезно. Потом снова небольшой плес, и нас настигает наша флотилия.

На сей раз, перекинувшись парой слов, прогоняем их, чтобы не мутили воду на плесе — нам еще тут ловить. И, как оказалось, не зря: на сей раз удача улыбается Александру, который ловит самую крупную за этот поход щучку.

По факту имеем в садке четыре зубастых и двое полосатых — уха будет наваристой.
Далее из-за поворота показался Опечинский Посад, который мы, поддавшись острому приступу лени, медленно и печально проплывали полулежа в лодках, гоняя в головах туманные мысли о великих свершениях. В конце деревни, перед автомобильным мостом делаем остановку. Впереди так называемый “горный” участок — злые перекаты, шиверы и даже пороги, которые мы будем проходить до вечера. Нужно от греха подальше убрать спиннинги, упаковать герметично и привязать все вещи. Тем более, что ловить на этом участке все равно бесполезно.

Вхождение во все веселье на горном участке плавное. Сразу за мостом начинается затяжной и “ядреный” в конце перекат, который называют “Малым порогом”. Порога я там не увидел, но лодку стало здорово раскачивать.

Далее прямой участок с камнями на дне, этакая шивера. Вода бурлит, местами образуются стоячие волны, на гребень которых забирается моя посудина и тут же скатывается вниз как с американских горок в миниатюре. Далее поворот, а за ним быстрый слив с двухступенчатым порогом. Тут важно хорошо грести, иначе тебя выносит прямиком на торчащие валуны.

Вдоль правого берега по прямой лежит серия огромных камней, поверх которых омывающая их вода, образует внушительные клокочущие горбы. Далее резкий поворот направо, где тоже нужно подгребать, чтобы не попасть в прижим к левой скале. Из этого поворота выкатываемся на мелководье. В этом году воды меньше, и в паре мест пришлось выходить из лодки и протаскивать. Тут же находится основная достопримечательность — выход подземной реки Понеретка, с водопадом и пещерой, где мы и делаем вторую остановку для осмотра и фотосессии.

Место воистину уникальное и красивое. В этот раз я решил детальнее осмотреть вход в пещеру, насколько это можно было сделать, не замочившись. Правда, местными жителями там были отнюдь не летучие мыши, а бесчисленные полчища комаров, которые махом отбили у меня тягу к спелеологии. Но пару фотографий сделать все же удалось.

Еще немного потоптавшись продолжаем движение. Впереди последний участок неспокойной воды вплоть до порога “Бели” и финиша нашего мероприятия. Его мы проходим без происшествий. Лишь в правом повороте пришлось немного погрести, чтобы не налететь на камни и избежать прижима. Береговые отвесные скалы заканчиваются, их сменяют луга по обеим берегам — а в русле перекаты. Вдалеке видна церковь, а где-то рядом с ней шумит порог “Бели”. Через полчаса мы приближаемся. На берегу нас ждет часть команды байдарочников, которые кричат советы, как “повеселее” ухнуться с этого порога. Я, памятуя о том, что все веселье ровно посередине реки, выруливаю туда и махом слетаю с клокочущего гребня вниз. Короткий победный вопль, брызги, мокрый зад, и инерция тут же выталкивает меня из бочки,а течение стремительно уносит дальше. Но дальше нам не надо — все, приехали.

Надо сказать, закончили мы вовремя. Лиловые тучи уже заполнили небо над левым берегом, а издалека стали доноситься раскаты грома. Упаковаться мы еще успели, а вот машины грузили уже под неистовым ливнем. Финальную точку ставим на поляне, где ночевали вчера. Варим уху и готовимся к отъезду.

Несмотря на то, что часть команды остается на вторую ночь — нам пора назад. На прощанье запускаем фейерверк, внезапно обнаруженный в багажнике Defender’а, и, в такт его залпам где-то на горизонте сверкают молнии приближающейся грозы. Второй дождевой заряд хлынул, когда мы прощались. Одновременно сочувствуя и завидуя тем, кто остается, трогаемся, до Москвы ехать всю ночь.

Заснуть удается лишь, когда с разбитых Новгородских дорог выбрались на трассу, а пока этого не произошло, в голове крутятся мысли. Все было очень здорово, все удалось, и сплав, и рыбалка, встреча с друзьями… Однако повторить те первые ощущения от прохождения перекатов и порогов, что были в прошлом году, не удалось. Уже нет того адреналина, не хватает остроты ощущений и хочется большего. Пожалуй, вот так и “заболевают” рафтингом. Что ж, возможно, в следующем году у нас получится выбраться на реку посерьезнее.

Если вам понравился этот материал, поделитесь им с друзьями в соц. сетях. Мы будем очень признательны!
Обсуждение (0)
Другие материалы
trailer_blp2023_tizer_300x200

Все включено. Трейлер БЛП 2023

Друзья, пришла пора анонсировать фильм "Большое Летнее Путешествие 2023: Все включено"

trailer-tizer-300x200

Глушь. Трейлер БЛП 2022

Трейлер будущего фильма "Большое Летнее Путешествие 2022: Побег в безмятежность"

_thumb_300x200

БЛП 2022. Коварный аквапарк

Это был последний день БЛП 2022. Финальный участок реки изобиловал перекатами и порогами. Женька был в ударе по щуке, а я продрал байдарку.